Современная жизнь домовой росписи Алтая
Сохраняем эстетику сибирской росписи в современном интерьере, одежде и украшениях
Алтайский разнотравный мёд
Кеды с авторскими орнаментами в традициях росписи
Серебряная подвеска
Кружка с причумышской росписью
Бусы в традиционной технике мастер Е. Леонтьева
Left
Right
Все началось с мастера
Народный мастер Алтайского края Елена Юрьевна Леонтьева
Она всегда была и остается душой проекта, нашим вдохновителем и двигателем. Каждая встреча с ней — это прорыв к новому и осознание того, что мы делаем большое дело.
Она — МАСТЕР, и цель одна: сохранить и продолжить, дать традиции новую жизнь. Она знает и чувствует культурные коды росписи, ее эстетику и в совершенстве владеет техникой. Все это позволяет МАСТЕРУ не только заниматься реставрацией домовой росписи, но создавать авторские работы по ее мотивам. Переосмысливая, экспериментируя, но всегда сохраняя тесную связь с традицией и понимая, что ее роль, как мастера - это роль «проводника».

Сама родом из семьи староверов Чарышского района, Елена Юрьевна воспитывалась на ценностях семьи, рода, дома, труда и особого миропорядка, который зашит в символах росписи и потому так понятен ей. А нам предстоит его познать и постараться рассказать людям через современный предметный мир.

Человеку необходимо чувствовать глубинную связь с историей своей земли, преемственность поколений. Это рождает уверенность в будущем, внутреннее спокойствие и достоинство, и традиции становятся для него предметом гордости.

Культура переселенцев

Фрагмент росписи двери с. Кытманово Алтайского края
Конец XIX — начало XX века
Алтай — юг Западной Сибири.

Эти земли осваивались русскими с начала 17 века. Первая волна старообрядцев пришла с севера в поисках вольных земель, чтобы трудом и верой построить счастье.

Вторая волна — переселенцы с Урала на богатые серебряные рудники Алтая. Они образовывали поселения, приглашали мастеров расписывать избы, посуду, прялки.

Необыкновенная цветовая гармония, наивность и простота росписи отражают вечные, ценности крестьянского сознания, где главное место отдано миру, семье, связи поколений, труду, духовности и благопожеланию.
Главный символ росписи — Древо жизни. Через вертикаль ветвей и бутонов оно показывает связь поколений и преемственность традиций.

Домо́вая роспись особенно сильно развивалась в конце XIX и начале XX века. С революцией все сошло на нет. В 70-х XIX века этнографическая экспедиция еще находила образцы росписи более чем в 20 районах края.

Сегодня почти не осталось мастеров, которые знают традиции росписи, умеют читать ее символы, могут реставрировать образцы и сами расписывать вещи в традиционной технике. Люди не осознают ценности, не знают своего культурного кода, своих корней.

Часто к нам приходят и рассказывают о том, что в деревне у бабушки видели дверь с росписью, но дом старый, дверь сняли, закрасили рисунок и поставили в сарайку или сожгли. Так народное искусство и народная память постепенно исчезают.


Что сделано
More products
Сегодня на основе музейных экспонатов и образцов из частных коллекций созданы четыре полноценных серии предметов интерьера. В основном это домашняя утварь с росписью в традициях мастеров конца XIX века. Серии названы по районам края, где были найдены образцы росписи, имена мастеров неизвестны, они были простыми ремесленниками и не подписывали свои работы. Хочется подчеркнуть, что серии — это не копирование, а авторские работы Е. Ю. Леонтьевой по мотивам народной росписи.
Что делаем сейчас
Дверь XIX века из Причумышья
Современная роспись
Графика на её основе
Дверь XIX века из Причумышья, современная роспись, графика на её основе
Михаил Иванов,
графический дизайнер
Со временем мы заметили, что предметы с росписью покупаются, нравятся, ценятся в основном старшим поколением. У молодых людей иная картинка интерьера, в которую очень трудно включить образцы традиционной росписи. Тем более, что функционал деревянных предметов, к примеру, посуды, достаточно ограничен.

Стало понятно, что если мы хотим не просто сохранять роспись для музеев, а намерены дать ей вторую жизнь, нужно найти ей место в современном интерьере, расширить функциональность предметов, перенести её на предметы, которые присутствуют каждый день в жизни человека. Тогда мы пригласили в проект графического дизайнера Михаила Иванова. Так и появился бренд Алтай Традиция.
Планы на будущее
Я считаю, что потенциал росписи — в её художественной и символической составляющей, и таланты людей, с которыми я работаю, достойны коллабораций с большими производственными концернами. Мы хотим выпускать полноценные коллекции домашнего текстиля, посуды и всего, что связано с домом по мотивам АТ.
Анна Поломошнова
основатель бренда