Современная жизнь домовой росписи Алтая
Сохраняем эстетику сибирской росписи в современном интерьере, одежде и украшениях
Все началось с мастера
Елена Юрьевна Леонтьева — душа проекта, наш вдохновитель и двигатель. Мастер знает и чувствует культурные коды росписи, ее эстетику, и в совершенстве владеет техникой. Все это позволяет не только заниматься реставрацией домовой росписи, но создавать авторские работы по ее мотивам: переосмысливая, экспериментируя, но всегда сохраняя тесную связь с традицией.
Елена Юрьевна Леонтьева — душа проекта, наш вдохновитель и двигатель. Мастер знает и чувствует культурные коды росписи, ее эстетику, и в совершенстве владеет техникой. Все это позволяет не только заниматься реставрацией домовой росписи, но создавать авторские работы по ее мотивам: переосмысливая, экспериментируя, но всегда сохраняя тесную связь с традицией.
Культура переселенцев

Фрагмент росписи двери, с. Кытманово Алтайского края
Конец XIX — начало XX века
Алтай — юг Западной Сибири. Эти земли осваивались русскими с начала XVIII века. Первая волна старообрядцев пришла с севера в поисках вольных земель, чтобы трудом и верой построить рай на земле.

Вторая волна — переселенцы с Урала на богатые серебряные рудники Алтая. Они образовывали поселения, приглашали мастеров расписывать избы, посуду, прялки.

Необыкновенная цветовая гармония, наивность и простота росписи отражают вечные, ценности крестьянского сознания, где главное место отдано миру, семье, связи поколений, труду, духовности и благопожеланию.
Главный символ росписи — Древо жизни. Через вертикаль ветвей и бутонов оно показывает связь поколений и преемственность традиций.

Домо́вая роспись особенно сильно развивалась в конце XIX и начале XX века. С революцией все сошло на нет. В 70-х годах XIX века этнографическая экспедиция еще находила образцы росписи более чем в 20 районах края.

Сегодня почти не осталось мастеров, которые знают традиции росписи, умеют читать ее символы, могут реставрировать образцы и сами расписывать вещи в традиционной технике. Люди не осознают ценности, не знают своего культурного кода, своих корней.

Часто к нам приходят и рассказывают о том, что в деревне у бабушки видели дверь с росписью, но дом старый, дверь сняли, закрасили рисунок и поставили в сарай или сожгли. Так народное искусство и народная память постепенно исчезают.
Алтай — юг Западной Сибири. Эти земли осваивались русскими с начала XVIII века. Первая волна старообрядцев пришла с севера в поисках вольных земель, чтобы трудом и верой построить рай на земле.

Вторая волна — переселенцы с Урала на богатые серебряные рудники Алтая. Они образовывали поселения, приглашали мастеров расписывать избы, посуду, прялки.

Необыкновенная цветовая гармония, наивность и простота росписи отражают вечные, ценности крестьянского сознания, где главное место отдано миру, семье, связи поколений, труду, духовности и благопожеланию.
Главный символ росписи — Древо жизни. Через вертикаль ветвей и бутонов оно показывает связь поколений и преемственность традиций.

Домо́вая роспись особенно сильно развивалась в конце XIX и начале XX века. С революцией все сошло на нет. В 70-х годах XIX века этнографическая экспедиция еще находила образцы росписи более чем в 20 районах края.

Сегодня почти не осталось мастеров, которые знают традиции росписи, умеют читать ее символы, могут реставрировать образцы и сами расписывать вещи в традиционной технике. Люди не осознают ценности, не знают своего культурного кода, своих корней.

Часто к нам приходят и рассказывают о том, что в деревне у бабушки видели дверь с росписью, но дом старый, дверь сняли, закрасили рисунок и поставили в сарайку или сожгли. Так народное искусство и народная память постепенно исчезают.
Фрагмент росписи двери, с. Кытманово Алтайского края
Конец XIX — начало XX века
Истоки росписи
Сегодня на основе музейных экспонатов и образцов из частных коллекций созданы четыре полноценных серии предметов интерьера. В основном это домашняя утварь с росписью в традициях мастеров конца XIX века. Серии названы по районам края, где были найдены образцы росписи, имена мастеров неизвестны, они были простыми ремесленниками и не подписывали свои работы. Хочется подчеркнуть, что серии — это не копирование, а авторские работы Е. Ю. Леонтьевой по мотивам народной росписи:
Чарышская, чумышская, кытмановская и заринская росписи
Алтай Традиция

Михаил Иванов
Графический дизайнер
Со временем мы заметили, что предметы с росписью покупаются, нравятся, ценятся в основном старшим поколением. У молодых людей иная картинка интерьера, в которую очень трудно включить образцы традиционной росписи. Тем более, что функционал деревянных предметов, к примеру, посуды, достаточно ограничен.

Стало понятно, что если мы хотим не просто сохранять роспись для музеев, а намерены дать ей вторую жизнь, нужно найти ей место в современном интерьере, расширить функциональность предметов, перенести её на предметы, которые присутствуют каждый день в жизни человека. Задача была поставлена сложная. Не имитируя, роспись сохранить ее композиционную составляющую, основные формы, символы, эстетику. Но при этом уйти в более простые цветовым сочетаниям, без повторения техники двойного мазка, характерной для росписи в ремесленном исполнении. Уйти в простую геометрию форм. Это позволило создавать современные ритмичные паттерны по мотивам домовой росписи, применимые в домашнем текстиле, брендировании сувенирной серии и посуде, с учетом знания технологий печати на разных материалах. Что позволило нам работать с большими и малыми тиражами.

Так оформился бренд Алтай Традиция. Сегодня нем есть 2 направления: тиражируемая сувенирная серия выполненная графическим дизайнером и авторские работы народного мастера Алтайского края Е. Леонтьевой. Эти направления не существуют отдельно, а демонстрируют преемственность и гармоничную сочетаемость.

Со временем мы заметили, что предметы с росписью покупаются, нравятся, ценятся в основном старшим поколением. У молодых людей иная картинка интерьера, в которую очень трудно включить образцы традиционной росписи. Тем более, что функционал деревянных предметов, к примеру, посуды, достаточно ограничен.

Стало понятно, что если мы хотим не просто сохранять роспись для музеев, а намерены дать ей вторую жизнь, нужно найти ей место в современном интерьере, расширить функциональность предметов, перенести её на предметы, которые присутствуют каждый день в жизни человека. Задача была поставлена сложная. Не имитируя, роспись сохранить ее композиционную составляющую, основные формы, символы, эстетику. Но при этом уйти в более простые цветовым сочетаниям, без повторения техники двойного мазка, характерной для росписи в ремесленном исполнении. Уйти в простую геометрию форм. Это позволило создавать современные ритмичные паттерны по мотивам домовой росписи, применимые в домашнем текстиле, брендировании сувенирной серии и посуде, с учетом знания технологий печати на разных материалах. Что позволило нам работать с большими и малыми тиражами.

Так оформился бренд Алтай Традиция. Сегодня нем есть 2 направления: тиражируемая сувенирная серия выполненная графическим дизайнером и авторские работы народного мастера Алтайского края Е. Леонтьевой. Эти направления не существуют отдельно, а демонстрируют преемственность и гармоничную сочетаемость.

Михаил Иванов,
графический дизайнер
Дверь XIX века из Причумышья
Современная роспись
Графика на её основе
Дверь XIX века из Причумышья, современная роспись, графика на её основе
Планы на будущее
Я считаю, что потенциал росписи — в её художественной и символической составляющей, и таланты людей, с которыми я работаю, достойны коллабораций с большими производственными концернами. Мы хотим выпускать полноценные коллекции домашнего текстиля, посуды и всего, что связано с домом по мотивам АТ.

Анна Поломошнова
Основатель бренда
Анна Поломошнова,
основатель бренда
Я считаю, что потенциал росписи — в её художественной и символической составляющей, и таланты людей, с которыми я работаю, достойны коллабораций с большими производственными концернами. Мы хотим выпускать полноценные коллекции домашнего текстиля, посуды и всего, что связано с домом по мотивам АТ.